Вернуться
Тоголмазова Екатерина Кирилловна, исполнительница хантыйского фольклора
Тоголмазова Екатерина Кирилловна, исполнительница хантыйского фольклора
ФИО
Тоголмазова Екатерина Кирилловна
Годы жизни
Значимая характеристика
исполнительница хантыйского фольклора
Биография
Родилась Екатерина Кирилловна 25 апреля 1934года в семье потомственного охотника-рыбака Молданова Кирилла Петровича (в народе его звали «Пєтəр Кўтәп Ики» ‒ ВторойСын Петра) в хантыйском селении на реке Эхт юган – притокер. Курьех. Всю жизнь он проживал на своих родовых угодьях. Его имя было известно жителям многих селений не только как сказителя и исполнителя хантыйских песен, но и как человека, владеющего сверхъестественными шаманскими способностями. Часто к нему люди обращались за помощью как к предсказателю и знахарю. Его мать Молданова (Туполева) Евдокия Ивановна родом из села Полноват Березовского (ныне Белоярского) района. В народе ее звали «Поԓнавәт ими» – «Женщина из села Полноват». Евдокия Ивановна воспитывалась у приемного отца в стойбище на реке Вош юган – притоке реки Казым. Рано умер отец, тяжело было матери одной растить двоих маленьких детей, и она вышла замуж за Молданова Семена Петровича. Затем с дочерью переехала на святую юильскую землю, где «восседает» Казымская богиня. Сына Романа оставила у свекрови на воспитание, в селе Полноват. В своих личных песнях Евдокия Ивановна всегда пела о казымской земле, сравнивала себя с перелетной птицей, которая летит на север, чтобы здесь гнездиться. Мать Евдокии Ивановны была родом из деревни Тугияны, как говорит Екатерина Кирилловна: «с земли, семью богами разделенной, с земли, шестью богами разделенной». Евдокия Ивановна вышла замуж за Молданова Кирилла Петровича и родила одиннадцать детей. Екатерина Кирилловна была десятым ребенком в семье. В детстве её родители, старшие братья и сестра называли ласково «Вөн айэ» (букв.: старшая малышка), т.е. предпоследний ребенок. Трудолюбие родителей, их удача на охоте, на рыбалке, наличие небольшого поголовья личных оленей сделало их семью зажиточной. В послевоенные тяжелые годы оставшиеся младшие дети большого голода не испытывали. Только старшим братьям ‒ Петру, Тимофею и Ивану повезло меньше. Во время Казымского восстания, в 1930-е годы, их посадили в тюрьму, как людей с шаманскими способностями. Петра, самого старшего брата, до войны держали в тюрьме как шамана, обладающего белой магией. С первых дней Великой Отечественной войны заключённых отправили на фронт, в том числе и Петра. С войны домой он не вернулся, числился в списках без вести пропавших. Второму брату ‒ Ивану после тюрьмы удалось возвратиться домой. Он, навестив родственников, переехал в село Кышик и стал работать на стройке. Женился, и у него родились две дочери. К сожалению, он не успел поставить на ноги своих детей. Был призван в армию в 1943 году и в этом ьже году погиб на фронте (похоронен в Эстонии, в братской могиле). О судьбе среднего брата ‒ Тимофея ничего неизвестно. Молданов Тимофей Кириллович был женат на девушке с реки Сорум, из рода Захаровых. Он придерживался народных традиций, соблюдал обычаи, имел шаманские способности, не подчинялся диктату советской власти, за что и был арестован. Его увезли, привязав к нарте оленьей упряжки. Как рассказывают очевидцы тех событий, жена Тимофея при прощании с мужем попыталась подойти к нарте, но в это время её ударил человек в фуражке прикладом ружья по голове, она, потеряв сознание, упала. После ареста мужа начались чёрные дни ожидания, она ждала любимого мужа из года в год, но он так и не вернулся. Тяжелая болезнь унесла из жизни двух маленьких дочерей, остался лишь сын Максим, которого отец назвал в честь их рода «Макщәм йох» – Максимовы. В то время при проведении переписи населения они были записаны как Молдановы. Со слов Екатерины Кирилловны, «Небесный Отец − Торум Ащи,Най Калтащ и родители – Мать певунья «Полнавәт ими», Отец – сказочник «Кўтәп ики» одарили её прекрасным песенным и сказочным даром, талантом общения с людьми, умением бескорыстно помогать людям, живущим на земле. Нет на белом свете лишних людей, считает наша героиня, все они даны рукой Най Калтащ. Каждого надо понимать и любить по-своему, и только тогда человек будет достойно жить на этой земле. Екатерина Кирилловна – человек с добрым сердцем и открытой душой. Это редкий человек, она всегда готова помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Екатерина Кирилловна является мастером песенного искусства. Как она считает, «песня – моя подруга, без неё – жизнь моя не жизнь! Она, песня, всегда со мной». Едешь на оленях на дальние расстояния или плывешь по извилистой речке на лодке, песня – лучший способ скоротать время в пути. В песнях она излагает свои мысли, выражает чувства, воспевает любовь к родному краю, к отчему дому, к близким сердцу людям. Когда на душе тоскливо, то поет песни печали, грусти, вспоминая родных и близких людей, ушедших в мир иной. Все самое ценное, что есть в творчестве талантливой исполнительницы хантыйских песен: сказания, легенды – все она впитала от своих родителей, которые были выдающимися знатоками и исполнителями хантыйского фольклора. Екатерина Кирилловна с детства была очень впечатлительной; услышанную песню или легенду тут же могла исполнить, передавала эти песни, сказки так, как их услышала, при этом всегда называла автора песни и автора сказки, подробно описывая этого человека.
Публикации
Каксина Е.Д. Поющая женщина из Эхт Югана.Тюмень: ООО ФОРМАТ», 2014.128 с.
Аудио
Личная песня мужчины по прозвищу Йирнашка - «Йирнашка ики ар". Тоголмазова Е.К. Йирнашка ики ар
Песня мышонка - ай вой ики ар. 2. Тоголмазова Е.К. Личная песня Ай вой ики_о медведе
Личная песня Молданова Алексея Михайловича. Тоголмазова Е.К. Песня Молданова А
Личная песня Никиты Ивановича Ерныхова о сыне Даниле. 1. Тоголмазова Е.К. Личная песня о Ерныхове Никите И
Личная песня Василия Андреевича Аликова - председателя Казымского сельсовета. Песня Аликова А.В. Председателя
Песня дочери мужчины из селения Помут. Песня дочери мужчины из Помута
Предание о ящерице - ващ вой. Ящерица
Песня Анастасии Рандымовой (вторая песня). Песня Анастасии Рандымовой
Личная песня Данила Рандымова. Песня Рандымова Данила
Личная песня Тимофея Тарлина - Тарлин Тимка ар. Песня Тимофея Тарлина
Предание о мужчине-ханты и Лесном духе. Тоголмазова Мужчина ханты и Лесной Великан
Нарратив о судьбе носителя хантыйского фольклора Тоголмазовой Екатерины Кирилловны. О своей судьбе Екатерина Кирилловна
Предание о священном потопе. Священный потоп
Песня женщины по фамилии Покати. Покати ими ар Тоголмазова Е.К
Личная песня Тарлиной Дарьи Кузьминичны. Личная песня Дарьи Кузьминичны Тарлиной (Аликовой)
Песня женщины по прозвищу "Лодка-женщина". Хоп ими ар
Песня жены Тимофея Волдина. Песня жены Тимофея Волджина
Фрагмент песни женщины из сургутской земли. Суркут ими ар
Личная песня мужчины. Тоголмазова Е.К Личная песня мужчины о себе
Предание о яре, на котором крикнул Великан. Предание о яре, на котором крикнул Великан
Песня Татьяны Молдановой. Песня Татьяны Молдановой
Песня Ульяны Тоголмазовой. Песня Ульны Тоголмазовой
Песня женщины из селения Сыркового озера - Сурхәӈ ӆор ими ар. Звуковой файл
Предание о щуке и глухаре. Предание о щуке и глухаре
Предание о чайках. Предание о чайках
Предание о кукушке. Звуковой файл
Предание «Дядя Гагара и Турпан». Звуковойфайл
Песенка мышонка. Песенка мышонка
Сказка Плут-мужчина (Йис путӑр Кавщ ики). Тогодмазова Е.К. Йис путар Мужчина плут
Предание "Хантыйская девушка и Лесной дух". Легенда о происхождении фамилии Юхлымовых
Песня Анастасии Рандымовой о замужестве. Песня Анастасии Рандымовой о замужестве
Песня Анастасии Вагатовой. Песня Анастасии Вагатовой
Песня женщины из селения Тугияны. Песня женщины из села Тугияны
Предание о случае в юртах Лозямовых - Мущаӈ көрт хуща тывәм вєр. Рассказ о юртах Лозямовых
Предание о происхождении названий костей головы щуки. Названия костей головы щуки
Женщины из села Полноват вторая песня. Полнавт ими ар
Предание «Сын Ветра - Вот пух». Фрагмент Сын ветра
Песня молодой женщины-манси. Тоголмазова Е.К. Нув вухаль ай вухаль
Песня Исфантьева Ильи. Тоголмазова Е.К. Песня Исфантьева Ильи
Песня-импровизация, посвящённая гостям. Тоголмазова Е.К. Песня импровизация, посвящённая гостям
Песня Спиридоновой. Тоголмазова Е.К. Песня Спиридоновой
Быличка, связанное с потерявшимся мальчиком, образование топонима. Быличка
Песня Молданова В.С. 3. Тоголмазова Е.К. Ловнг ики ар_Песня Молданова В.С
Личная песня Молданова В.С. о добыче медведя. 4. Тоголмазова Е.К. Песня Молданова В.С. о добыче медведя
Личная песня Аликова В.А. 5. Тоголмазова Е.К. Песня Аликова В.А
Вөӆы хурасәп ики хур Невероятное существо. Тоголмазова Невероятное существо
Образы Казымской богини Пўпи Щащэн ими оӆǝӈ хурат. О Казымской богине
Көккөк имэн оӆәӈн Сведения о кукушке. Сведенияз о Кукушке
Личная песня «Старшая Сорумская женщина из Маленького яра». 1. Тоголмазова Е.К. Песня_Ай хар сангхум вон сормум ими
Песня полноватской женщины Ма нємийєм «Поԓнавт ими». Тоголмазова Е.к. послед песня матери
Молитвы, обращенные к медведю Пойǝк Пўпи пухийэна. Тоголмазова Е.К. Обращение к Медведю
Песня мужчины Константина, имеющего лошадь Ԓовǝӈ Кощта ар. Тогол. Е.К. Песня Константина Молданова
Вторая песня мужчины Константина, имеющего лошадь, Ԓовǝӈ Көщта ики кимǝт. Тог.Е.к. Песня Молданова К. вторая
Песня женщины из селения Тугияны. Звуковой файл
Песня Тимофея Тарлина. Звуковой файл
Личная песня Кирилла Молданова. Звуковой файл
Песня об Александре Тарлине. Песня о Александре Тарлине
Легенда о Казымской богине и духе-покровителе реки Вош юган. Тоголмазова Е.К. О Казымской Богине
Песня Данила Рандымова. Песня Рандымова Данила
Личная песня женщины из села Полноват (третья песня). Женщины из села Полноват третья песня
Предание о полевых мышах. Полевые мыши
Предание о том, почему нельзя оставлять девушек одних на стойбище. Почему девушек нельзя оставлять одних на стойбище