Вернуться
Швецова Валентина Елисеевна, исполнитель хантыйского фольклора
Швецова Валентина Елисеевна, исполнитель хантыйского фольклора
ФИО
Швецова Валентина Елисеевна
Годы жизни
Значимая характеристика
исполнитель хантыйского фольклора
Биография
Родилась в хантыйской семье охотника Елисея Михайловича и Пелагеи Егоровны Ерныховых четвертым ребенком в деревне Амня (близ Казымской культбазы) 22 декабря 1958 года. Отца, Ерныхова Елисея Михайловича, в мае 1944 года районный военкомат призвал на фронт, сначала воевал на Западном фронте, а в январе 1945 года был отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в военной операции советских Вооруженных сил по разгрому группировки сухопутных войск Императорских вооруженных сил Японии Квантунской армии. После победы над Японией служил до 1949 года в военной части. Был мобилизован из армии по болезни. Вернувшись в родное село, женился на Тарлиной Пелагее Егоровне. Родилось 8 детей, четыре из которых умерли еще в детском возрасте. Трудился лесником в Казымском лесничестве, а затем пастухом-оленеводом в Казымском совхозе. Много лет являлся депутатом Казымского сельского Совета. Мать Валентины Елисеевны, Ерныхова (Тарлина) Пелагея Егоровна, всю жизнь проработала на звероферме совхоза «Казымский». Валентина Елисеевна училась в Казымской восьмилетней школе, закончив ее, поехала в 1977 году с двумя подругами поступать в Тобольск в училище на швею, но случайно встретились на улице с вербовщицей, которая вела организационный набор на текстильные комбинаты в г. Вязники (Владимирской области). В то время эта форма решения вопроса с кадрами выполняла социальную функцию, выступая с одной стороны как способ удовлетворения спроса работодателей на рабочую силу, а с другой – как средство обеспечения определенных личных интересов рабочих. Девушкам предложили высокую оплату труда, и они согласились поехать в г. Вязники вместе с другими завербованными девушками из Тюменской области (в общей сложности 21 человек). Валентина Елисеевна была определена в ткацкий цех и работала проборщицей, одновременно получая образование в Вязниковском льняном техникуме. Проработав и проучившись два года во Владимирской области, вернулась на работу в родное село. Устроилась в комбинат бытового обслуживания швеей легкого женского платья. Однако ее родной дом находился в д. Амня через речку от с. Казым. Это обстоятельство весьма затрудняло жизнь Валентины Елисеевны. Каждое утро на работу надо было перебираться на другой берег реки, а вечером возвращаться обратно, ни моста, никакой иной переправы не было. Особые трудности с переездом на другой берег были в период весенней и осенней распутицы. С целью решения жилищного вопроса в с. Казым Валентина Елисеевна обращается к председателю сельского Совета Николаю Филиппову. Но он никак не помог молодому специалисту. Тогда и пришло понимание, что местная власть не заинтересована в развитии села и не желает решать жилищные проблемы сельчан. Уволившись из комбината бытового обслуживания в 1981 году, Валентина решает попытать счастья в строящемся поселке Белоярский. После решения вопроса с «пропиской», удалось устроиться на постоянную работу в ведомственную военизированную охрану Казымского линейного управления стрелком и получить в качестве временного жилья «вагончик». Позже жилищная проблема будет решена, и носитель хантыйского фольклора долгие годы будет проживать в городе и так или иначе она будет оторвана от привычного образа жизни и интенсивного общения на родном языке, как впрочем, и жизнь многих носителей языка и фольклора народа ханты в то время. Работала в должности стрелка до 2009 года и с этого же года уволилась в связи с выходом на пенсию. К песенному творчеству Валентину влекло еще с детства, она с раннего возраста перенимала манеру исполнения хантыйских песен от своей матери, Ерныховой Пелагеи Егоровны и отчасти от жены родного дяди, Нины Васильевны Спиридоновой. А дядя, Тарлин Семен Егорович, был еще и известным знатоком и исполнителем священных песен обрядового праздника, посвященного добыче медведя. Как рассказывает Валентина Елисеевна, после услышанной какой-либо песни на хантыйском и русском языках она сначала ее разучивала, а затем собирала где-либо местную детвору д. Амня и исполняла им песни. Чаще это происходило в летние каникулы, тогда, когда всю ее семью вместе с детьми и домашними животными отправляли на баржах организованным путем на рыболовные пески, которые располагались на реке Обь. Ее «репертуар» состоял главным образом из личных песен казымских ханты, а также произведений, которые исполнялись на большой сцене Людмилой Зыкиной, Валентиной Толкуновой, Аллой Пугачевой и др. Осмысление жизненного пути, связанное с дальнейшим существованием хантыйского языка и фольклора произошло уже в зрелом возрасте, в период ухода на пенсию. Именно в это время Валентина Елисеевна начинает восстанавливать утраченные (забытые) фрагменты личных песен сородичей. В процессе реконструкции у нее начинают выходить из-под пера новые произведения, объединенные темой любви к родному краю, к своим родителям, ценностным ориентирам своего этноса. Все фольклорные произведения, в том числе авторские, записаны и размещены в электронном депозитарии по фольклору обских угров и самодийцев старшим научным сотрудником фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок С.Д. Дядюн, инженером-исследователем фольклорного центра В.Д. Гатченко (более 20 фольклорных произведений). Сюда входят такие песни, как «Личная песня матери», «Моя Обь», «Моя деревня Амня» и др. Также у ней записаны былички, связанные с появлением лесных существ, былички и сказки. Мемораты В.Е. Швецовой, на основе которых была рассмотрена ее биография носителя и исполнителя хантыйского фольклора, также поступили в фонды фольклорного центра. Они представляют интерес как исторические источники, и как речевые жанры, постоянно переходящие в устойчивые фольклорные тексты со своей композицией и стилистикой.
Аудио
Быличка о запретах - Аԓ ԓєваса путәрта. Швецова В.Е. Ал лэваса нёхма
Песня женщины из Ванзевата - Ванщавт ими ар. A034 !Швецова В.Ел. Ванщавт ими ар.
Быличка о встрече с лесным существом. Швецова В.Е. Вөнт ут
Быличка о невидимых существах - Сєм сай утат оланан. Швецова В.Е. Путǝр. Сєм сай ут.
Быличка о встрече с лесным существом - Вөнт ут оләӈән. Швецова В.Е. Путǝр. Вөнт ут
Авторская песня «По сосновым борам». Швецова В.Е. Йөхмат хўват
Личная песня мамы Ерныховой (Тарлиной) Пелагеи Егоровны «Моя Обь». Швецова В.Е. Личная песня мамы Ерныховой П.Е.
Личная песня «Песня матери о сыновьях, ушедших на войну». Ăӈки шөкән ар
Предание о случае, произошедшем в Лебединских юртах (р. Обь). Случай, произошедший в лебединских юртах
Примета: если собака передвигается задней частью - к неприятности. Швецова В.Е. Примета.
Примета: когда солнце садится, если обратно смотрит - к перемене погоды. Швецова В.Е. Примета.
Примета: если, швейная нитка, которую вдеваешь в ушко иголки, будет длинная - к дальней дороге. Примета. К дальней дороге
Примета: если подавился собственной слюной - к гостям. Примета. К гостям
Песня о деревне Нярса корт. Швецова В.Е. Песня о Нарса корт
Сказка «Мужчина без носа», сказка про нос
Песня «Черная ворона». Швецова В.Е. Песня Питы вурна
Песня, посвящена брату Василию из деревни Амня. Швецова В.Е. Песня Амня Ващка
Сказка «Собачка и кот». Швецова В.Е. Сказка Ампийэ па катийэ
Сказка «Бабушка и внук». Швецова В.Е. Сказка Щащи па хилы
Песня о городе Белоярском - Нуви сăӈхәм олаӈән ар. Швецова Песня о городе Белоярском
Песня о деревне Амня «Амня көртыйэм». Амня көртыйэм
Быличка о беседе невидимых существ. Швецова В.Е. Путǝр. Сєм сай утăт
Песня воспоминания детства - Айа вөӆәм пура арәӆ. A033 Швецова В.Е. Айа вэлум оланг арал
Песня о Белоярском - Нуви сӑӈхәм вош ар. A032 !Швецова (Ерн) Вал. Ел. Нуви сангхум ар.
Быличка о мужчине которого сопровождали два лесных существа - Вөнт утӈəн». Швецова В.Е. Путәр. Вөнт утӈəн