Родилась в хантыйской семье охотника Елисея Михайловича и Пелагеи Егоровны Ерныховых четвертым ребенком в деревне Амня (близ Казымской культбазы) 22 декабря 1958 года. Отца, Ерныхова Елисея Михайловича, в мае 1944 года районный военкомат призвал на фронт, сначала воевал на Западном фронте, а в январе 1945 года был отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в военной операции советских Вооруженных сил по разгрому группировки сухопутных войск Императорских вооруженных сил Японии Квантунской армии. После победы над Японией служил до 1949 года в военной части. Был мобилизован из армии по болезни. Вернувшись в родное село, женился на Тарлиной Пелагее Егоровне. Родилось 8 детей, четыре из которых умерли еще в детском возрасте. Трудился лесником в Казымском лесничестве, а затем пастухом-оленеводом в Казымском совхозе. Много лет являлся депутатом Казымского сельского Совета.
Мать Валентины Елисеевны, Ерныхова (Тарлина) Пелагея Егоровна, всю жизнь проработала на звероферме совхоза «Казымский».
Валентина Елисеевна училась в Казымской восьмилетней школе, закончив ее, поехала в 1977 году с двумя подругами поступать в Тобольск в училище на швею, но случайно встретились на улице с вербовщицей, которая вела организационный набор на текстильные комбинаты в г. Вязники (Владимирской области). В то время эта форма решения вопроса с кадрами выполняла социальную функцию, выступая с одной стороны как способ удовлетворения спроса работодателей на рабочую силу, а с другой – как средство обеспечения определенных личных интересов рабочих. Девушкам предложили высокую оплату труда, и они согласились поехать в г. Вязники вместе с другими завербованными девушками из Тюменской области (в общей сложности 21 человек). Валентина Елисеевна была определена в ткацкий цех и работала проборщицей, одновременно получая образование в Вязниковском льняном техникуме. Проработав и проучившись два года во Владимирской области, вернулась на работу в родное село. Устроилась в комбинат бытового обслуживания швеей легкого женского платья. Однако ее родной дом находился в д. Амня через речку от с. Казым. Это обстоятельство весьма затрудняло жизнь Валентины Елисеевны. Каждое утро на работу надо было перебираться на другой берег реки, а вечером возвращаться обратно, ни моста, никакой иной переправы не было. Особые трудности с переездом на другой берег были в период весенней и осенней распутицы. С целью решения жилищного вопроса в с. Казым Валентина Елисеевна обращается к председателю сельского Совета Николаю Филиппову. Но он никак не помог молодому специалисту. Тогда и пришло понимание, что местная власть не заинтересована в развитии села и не желает решать жилищные проблемы сельчан. Уволившись из комбината бытового обслуживания в 1981 году, Валентина решает попытать счастья в строящемся поселке Белоярский. После решения вопроса с «пропиской», удалось устроиться на постоянную работу в ведомственную военизированную охрану Казымского линейного управления стрелком и получить в качестве временного жилья «вагончик». Позже жилищная проблема будет решена, и носитель хантыйского фольклора долгие годы будет проживать в городе и так или иначе она будет оторвана от привычного образа жизни и интенсивного общения на родном языке, как впрочем, и жизнь многих носителей языка и фольклора народа ханты в то время. Работала в должности стрелка до 2009 года и с этого же года уволилась в связи с выходом на пенсию.
К песенному творчеству Валентину влекло еще с детства, она с раннего возраста перенимала манеру исполнения хантыйских песен от своей матери, Ерныховой Пелагеи Егоровны и отчасти от жены родного дяди, Нины Васильевны Спиридоновой. А дядя, Тарлин Семен Егорович, был еще и известным знатоком и исполнителем священных песен обрядового праздника, посвященного добыче медведя. Как рассказывает Валентина Елисеевна, после услышанной какой-либо песни на хантыйском и русском языках она сначала ее разучивала, а затем собирала где-либо местную детвору д. Амня и исполняла им песни. Чаще это происходило в летние каникулы, тогда, когда всю ее семью вместе с детьми и домашними животными отправляли на баржах организованным путем на рыболовные пески, которые располагались на реке Обь. Ее «репертуар» состоял главным образом из личных песен казымских ханты, а также произведений, которые исполнялись на большой сцене Людмилой Зыкиной, Валентиной Толкуновой, Аллой Пугачевой и др.
Осмысление жизненного пути, связанное с дальнейшим существованием хантыйского языка и фольклора произошло уже в зрелом возрасте, в период ухода на пенсию. Именно в это время Валентина Елисеевна начинает восстанавливать утраченные (забытые) фрагменты личных песен сородичей. В процессе реконструкции у нее начинают выходить из-под пера новые произведения, объединенные темой любви к родному краю, к своим родителям, ценностным ориентирам своего этноса.
Все фольклорные произведения, в том числе авторские, записаны и размещены в электронном депозитарии по фольклору обских угров и самодийцев старшим научным сотрудником фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок С.Д. Дядюн, инженером-исследователем фольклорного центра В.Д. Гатченко (более 20 фольклорных произведений). Сюда входят такие песни, как «Личная песня матери», «Моя Обь», «Моя деревня Амня» и др. Также у ней записаны былички, связанные с появлением лесных существ, былички и сказки. Мемораты В.Е. Швецовой, на основе которых была рассмотрена ее биография носителя и исполнителя хантыйского фольклора, также поступили в фонды фольклорного центра. Они представляют интерес как исторические источники, и как речевые жанры, постоянно переходящие в устойчивые фольклорные тексты со своей композицией и стилистикой.
Читать далее