Персоналии
Каксина Евдокия Даниловна, старший научный сотрудник, исполнитель и собиратель хантыйского фольклора
Каксина Евдокия Даниловна, старший научный сотрудник, исполнитель и собиратель хантыйского фольклора
ФИО
Каксина Евдокия Даниловна
Годы жизни
Вид деятельности
старший научный сотрудник
Значимая характеристика
исполнитель и собиратель хантыйского фольклора
Биография
Родилась 28 сентября 1968 года в оленеводческой бригаде № 9, располагавшееся в районе озера Мувәӈ ԓор (Извилистое озеро) в сорока километрах от деревни Нумто. Ее родители - Данил Николаевич и Дарья Григорьевна, всю свою жизнь трудились в оленеводческом совхозе «Казымский», отец – бригадиром оленеводческой бригады № 9, мать – чумработницей. Из-за должности отца в оленеводческой бригаде ханты прозвали его «Девятым Танилой». Семья была многодетной, в ней воспитывалось десять детей, несколько ребятишек в семье умерли еще в младенчестве. Евдокия Даниловна была пятым ребенком в семье. Практически все ее детство было связано с оленеводческими пастбищами, где содержались оленьи стада совхоза «Казымский». С пятилетнего возраста маленькая Евдокия воспитывалась у дедушки с бабушкой по отцовской линии на родовом стойбище, располагавшемся на реке Варсанг юхан. Позже этому местечку Евдокия Даниловна посвятит свои первые стихи, наполненные щемящей нежностью и чувствами. Родители и старшее поколение были знатоками хантыйского фольклора: отец и дедушка являлись исполнителями священных песен обрядового комплекса ханты «Медвежьи игрища», мама была исполнителем личных песен и сказок. Благодаря этому поэтическому тандему родственников, ею с детства перенимались все знания и умения, способы мышления, нравственные и этические нормы, характерные для архаичного хантыйского общества, а ее личность развивалась в условиях традиционной воспитательной системы, которой была присуща глубокая вовлеченность в мир духовных ценностей народа ханты. Когда Евдокии исполнилось семь лет, она начала учиться в начальной школе (д. Юильск), директором и учителем которой был Максим Тимофеевич Молданов. Проучившись в этом учебном заведении один год, Евдокия была переведена в Казымскую школу-интернат, где ее учительницей стала Валентина Михайловна Вокуева. Самые теплые воспоминания связаны у неё с деятельностью именно этих педагогов: они мягко и настойчиво вводили ее в мир школьной жизни. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения вложили эти учителя в этого маленького ребенка, чтобы затем из этой девочки вырос тот необходимый для народа ханты исследователь фольклора. В 1988 году закончила десятый класс Казымской средней школы. Из-за семейных обстоятельств дальнейшее образование было отложено, хотя отец настаивал на обучении, и у Евдокии в то время была мечта – получить образование в медицинском училище и специальность медсестры. Сразу после школы Е.Д. Каксина устраивается на работу звероводом в оленеводческий совхоз «Казымский» на звероферму. Как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба Евдокии, если вдруг в начале 2000-х гг. в г. Ханты-Мансийске власти решают открыть Югорский государственный университет. И Евдокия Даниловна в 2002 г. поступает на заочное отделение факультета «Филология», и в 2008 году университет оканчивает, получив специальность учителя хантыйского языка и литературы. Ею защищается дипломная работа по теме «Время как часть картины мира хантов», которой руководит к.ф.н. В.Н. Соловар. Полученное образование дает ей возможность устроиться на работу научным сотрудником в Белоярский филиал Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. И ею начинается целенаправленная работа по сбору, фиксации, расшифровке и переводу фольклора народа ханты. За более чем десятилетний период работы ею опубликовано более 20 научных статей. Ее статьи посвящены обрядности казымских хантов, нематериальному культурному наследию обских угров. Прекрасное владение хантыйским языком и знание духовной культуры казымских хантов позволило Каксиной Е.Д. производить расшифровку фольклорных материалов, описание фондов качественно, раскрывая все особенности языка. Ее знания в области традиционной хантыйской культуры, мифологии, обрядности являются чрезвычайно ценными. Каксина Е.Д. часто выступает в качестве консультанта по широкому кругу вопросов, касающихся хантыйского языка и культуры. Именно она может дать достоверную информацию обо всех сферах духовной культуры народа ханты, ее знания по мифологии родного этноса являются бесценными для хантыйского народа и исследователей. Ею также опубликовано два фольклорных сборника и две детские книжки [17,18,19,20]. Ее опыт и хорошее знание духовной культуры казымских хантов востребованы в культурных учреждениях Белоярского района и округа. Многие авторские стихи её на родном языке вошли в учебники хантыйского языка для национальных школ. На протяжении уже многих лет она трудится над составлением сборника стихов на хантыйском языке. О своей деятельности и поэтическом творчестве Е.Д. Каксина говорит так: «С малых лет я всегда тянулась к родной (хантыйской) культуре, соблюдала все обычаи своего рода, семьи. У меня с детства была мечта ‒ стать полезной для своего народа». Сказительская деятельность Е.Д. Каксиной оставила большой след в культуре хантыйского народа, собранный аудио и видеоматериал с ее участием представляет огромную ценность для хантыйского этноса.
Публикации
Каксина Е.Д. Невероятные истории из жизни казымских ханты. Выпуск 1. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г.Ханты-Мансийск», 2018. 60 с.; Каксина Е.Д. Поющая женщина из Эхт Югана.Тюмень: ООО ФОРМАТ», 2014.128 с.
Аудио
Песня о поездке в деревню Юильск. Каксина Е.Д. Личная песня00:00
data
Стихотворение «Бурундучок - Вөнт кущәр войиэ». Каксина Е.Д. Кущар оланан00:00
data
Стихотворение «Лось - Кураӈ вой». Каксина Е.Д. Куранг вой00:00
data
Личная песня матери о сыне Саше. Каксина Е.Д. Песня матери о сыне Саше00:00
data
Личная песня Каневой Зои Ивановны. Каксина Е.Д.Канева З.И. ар.00:00
data
Песня о любви к родному краю. Каксина Е.Д.Нёрум мува ма ки этсум. ар.00:00
data
Песня матери о сыне - Аӈкєм ар. Каксина Е.Д. Песня матери о сыне Саше00:00
data
Предание о наказе Небесного отца. Каксина Е.Д. Предание о наказе Небесного отца00:00
data
Араӈ ими ар. Каксина Е.Д. Аранг ими ар00:00
data
Песня мужчины Алексея - Вөн Вөљашка икилэӈки ар. Каксина Е.Д. Ай Воляшка кутуп пух00:00
data
Песня Аликова - Аликөп ики ар. Каксина Е.Д. Песня Кутуп Аликов00:00
data
Песня о невестке. Каксина Е.Д. Песня свекрови00:00
data
Песня мужчины Аликова - Аликөп ики ар. Каксина Е.Д. Песня про Аликова00:00
data
Песня среднего сына Алексея - Ай Вөԓашкаө кўтǝп пух ар. Каксина Е.Д. Ай Воляшка кутуп пух00:00
data
Песня «Помут хө ащийєм». Каксина Е.Д. Ай Помат хо ащийэм00:00
data
Песня «По реке Казым». Каксина Е.Д. Касум йухан00:00
data
Песня о единственной дочери - Араӈ ими ар. Аранг ими ар00:00
data
Быличка «Увод девочек в лес». Каксина Е.Д. Как девочек увела лесное существо, последствия00:00
data
Быличка о том, как людей уводят в лес. Каксина Е.Д. Быличка Как людей уводят в лес, последствия00:00
data
Быличка о жизни мужчины с лесными существами. Каксина Е.Д. Быличка Как мужчина жил с лесными существами00:00
data
Как мужчину увели в лес. Каксина Е.Д. Быличка Как уводят в лес-00:00
data
Как человек становится лесным существом. Каксина Е.Д. Быличка Как человек становится лесным существом.00:00
data
Быличка о нарушении запрета, связанного с немытой посудой. Каксина Е.Д. Быличка о запрете оставлять на ночь грязную посуду00:00
data
Быличка о запрете, связанном с расположением постели мужчины. Каксина Е.Д. Быличка Почему мужчинам нельзя спать у двери00:00
data
Быличка о запрете, связанного с поведением человека в темное время суток. Каксина Е.Д. Быличка Почему нельзя вечером выходить на улицу одному00:00
data
Быличка о запрете, связанного с постелью. Каксина Е.Д. Нельзя оставлять постель не заправленной00:00
data
Песня о родном крае. Каксина Е.Д. Песня о родном крае00:00
data
Песня Ильи - Аспатийанов Иља ар. Каксина Е.Д. Песня Ильи00:00
data
Песня мужчины, ушедшего на войну - Тэкǝӈ ай кав икилєн ар. Каксина Е.Д. Песня о войне00:00
data
Песенка для детей: «С добрым утром!». Каксина Е.Д. Песенка для детей С добрым утром00:00
data
Стихотворение «Хантыйский человек - Хӑнты хө». Каксина Е.Д. Ханты хо00:00
data
Песня Ильи - Аспатийанов Иља ар. Каксина Е.Д. Песня Ильи00:00
data
Песня мужчины, ушедшего на войну - Тэкǝӈ ай кав икилєн ар. Каксина Е.Д. Песня о войне00:00
data
Быличка о встрече с лесными существами - Йис путәр «Вөнт утәт оӆӑӈән». Каксина Е.Д. Быличка00:00
data
Записи, связанные с персоналией Отобрано: 41
Нет изображения
Аудиокассета. Фольклорный материал. Каксина Е.Д.
Нет изображения
Аудиокассета. Семинар "Фольклор и современность". Фольклор: старинные сказки. Детский фольклор: считалки, загадки. 23.03.2005. Тарлина П.И., Вожакова Е.Н., Сенгепова К.М., Каксина Е.Д., Тарлина Н.Е., Ерныхова К.Г.
Нет изображения
Аудиокассета. Полевой материал Успенской С.С..песни/ 08.03.2005. Каксина Е.Д.
Аудиофайл. Песня матери о сыне - Аӈкєм ар. 22.03.2005. Каксина Е.Д.
Нет изображения
Аудиокассета. Семинар "Фольклор и современность". Сказки, личные песни, загадки, автобиографические сведения. 22.03.2005. Вожакова Е.Н., Тасьманова Е.С., Лозямов П.М., Лозямова Е.М., Тарлина Н.Е., Каксина Е.Д., Ерныхова К.Г., Тарлина П.И.
Нет изображения
Фотография цветная. Юмористическая сценка медвежьего праздника "Шаман и заблудившаяся женщина". На праздник без подарка медведю попадает женщина, которая заблудилась в поисках родственников. Шаман начинает ее выгонять, и она гостям праздника начинает раздавать туалетную бумагу. март 2010
Показать все