Родилась 28 сентября 1968 года в оленеводческой бригаде № 9, располагавшееся в районе озера Мувәӈ ԓор (Извилистое озеро) в сорока километрах от деревни Нумто. Ее родители - Данил Николаевич и Дарья Григорьевна, всю свою жизнь трудились в оленеводческом совхозе «Казымский», отец – бригадиром оленеводческой бригады № 9, мать – чумработницей. Из-за должности отца в оленеводческой бригаде ханты прозвали его «Девятым Танилой». Семья была многодетной, в ней воспитывалось десять детей, несколько ребятишек в семье умерли еще в младенчестве. Евдокия Даниловна была пятым ребенком в семье. Практически все ее детство было связано с оленеводческими пастбищами, где содержались оленьи стада совхоза «Казымский». С пятилетнего возраста маленькая Евдокия воспитывалась у дедушки с бабушкой по отцовской линии на родовом стойбище, располагавшемся на реке Варсанг юхан. Позже этому местечку Евдокия Даниловна посвятит свои первые стихи, наполненные щемящей нежностью и чувствами. Родители и старшее поколение были знатоками хантыйского фольклора: отец и дедушка являлись исполнителями священных песен обрядового комплекса ханты «Медвежьи игрища», мама была исполнителем личных песен и сказок. Благодаря этому поэтическому тандему родственников, ею с детства перенимались все знания и умения, способы мышления, нравственные и этические нормы, характерные для архаичного хантыйского общества, а ее личность развивалась в условиях традиционной воспитательной системы, которой была присуща глубокая вовлеченность в мир духовных ценностей народа ханты.
Когда Евдокии исполнилось семь лет, она начала учиться в начальной школе (д. Юильск), директором и учителем которой был Максим Тимофеевич Молданов. Проучившись в этом учебном заведении один год, Евдокия была переведена в Казымскую школу-интернат, где ее учительницей стала Валентина Михайловна Вокуева. Самые теплые воспоминания связаны у неё с деятельностью именно этих педагогов: они мягко и настойчиво вводили ее в мир школьной жизни. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения вложили эти учителя в этого маленького ребенка, чтобы затем из этой девочки вырос тот необходимый для народа ханты исследователь фольклора.
В 1988 году закончила десятый класс Казымской средней школы. Из-за семейных обстоятельств дальнейшее образование было отложено, хотя отец настаивал на обучении, и у Евдокии в то время была мечта – получить образование в медицинском училище и специальность медсестры. Сразу после школы Е.Д. Каксина устраивается на работу звероводом в оленеводческий совхоз «Казымский» на звероферму.
Как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба Евдокии, если вдруг в начале 2000-х гг. в г. Ханты-Мансийске власти решают открыть Югорский государственный университет. И Евдокия Даниловна в 2002 г. поступает на заочное отделение факультета «Филология», и в 2008 году университет оканчивает, получив специальность учителя хантыйского языка и литературы. Ею защищается дипломная работа по теме «Время как часть картины мира хантов», которой руководит к.ф.н. В.Н. Соловар. Полученное образование дает ей возможность устроиться на работу научным сотрудником в Белоярский филиал Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. И ею начинается целенаправленная работа по сбору, фиксации, расшифровке и переводу фольклора народа ханты.
За более чем десятилетний период работы ею опубликовано более 20 научных статей. Ее статьи посвящены обрядности казымских хантов, нематериальному культурному наследию обских угров.
Прекрасное владение хантыйским языком и знание духовной культуры казымских хантов позволило Каксиной Е.Д. производить расшифровку фольклорных материалов, описание фондов качественно, раскрывая все особенности языка. Ее знания в области традиционной хантыйской культуры, мифологии, обрядности являются чрезвычайно ценными. Каксина Е.Д. часто выступает в качестве консультанта по широкому кругу вопросов, касающихся хантыйского языка и культуры. Именно она может дать достоверную информацию обо всех сферах духовной культуры народа ханты, ее знания по мифологии родного этноса являются бесценными для хантыйского народа и исследователей. Ею также опубликовано два фольклорных сборника и две детские книжки [17,18,19,20].
Ее опыт и хорошее знание духовной культуры казымских хантов востребованы в культурных учреждениях Белоярского района и округа. Многие авторские стихи её на родном языке вошли в учебники хантыйского языка для национальных школ. На протяжении уже многих лет она трудится над составлением сборника стихов на хантыйском языке.
О своей деятельности и поэтическом творчестве Е.Д. Каксина говорит так: «С малых лет я всегда тянулась к родной (хантыйской) культуре, соблюдала все обычаи своего рода, семьи. У меня с детства была мечта ‒ стать полезной для своего народа».
Сказительская деятельность Е.Д. Каксиной оставила большой след в культуре хантыйского народа, собранный аудио и видеоматериал с ее участием представляет огромную ценность для хантыйского этноса.
Каксина Е.Д. Поющая женщина из Эхт Югана.Тюмень: ООО ФОРМАТ», 2014.128 с.; Невероятные истории из жизни казымских хантов / сост. Е. Д. Каксина. – Выпуск 1. – Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2018. – 60 с.
Предание «Почему человек стал моргать - Муй пăты хăннєхө сєм рунмәԓәԓ». Каксина Е.Д. Предание Почему человек стал маргать (1)
Народные представления о Громе. 1. Каксина Е.Д. Представления о Громе
Примета, связанная с грозой. 2. Каксина Е.Д. Приметы, связанные с грозой
Закличка, связанная с грозой. 3. Каксина Е.Д. Закличка, связанная с Грозой
Быличка о том, как Гром помог человеку, которого игнорировало общество. 4. Быличка о том, как Гром помог человеку, которого игнорировало общество
Быличка о том, как Гром наказал мужиков, которые в невежливой форме обратились к нему, требуя дождя. 5. Каксина Е.Д. Быличка о том, как нельзя грубо просить у Грома дождя
Быличка о том, как мужчина помог спрятаться лесному духу от Грозы. 6. Каксина Е.Д. Быличка о том, как человек помог спрятаться лесному духу от грозы
Запреты, связанные с Грозой. 7. Каксина Е.Д. Запреты, связанные с грозой.