Петр Иванович Сенгепов родился на стойбище, располагавшееся в верховьях реки Лямин (правый приток р. Обь) в семье охотника Сенгепова Ивана Тимофеевича. Как гласят архивные документы, его отец по социальному статусу относился к категории «кулаков» и «шаманов на топоре». Согласно обвинительному заключению №2/49 о контрреволюционном выступлении против советской власти туземцев Казымской тундры, в 1934 г. его отец и родной брат - Сенгепов Кирилл Иванович были приговорен судом к расстрелу с конфискацией имущества. Его отец и брат принимали непосредственное участие в захвате и казни группы П.В. Астраханцева. Во время мятежных событий брат Кирилл был избран «казымским миром» нарочным («ессаулом»), в функции которого входило участие в переговорах с «русскими» в качестве переводчика.
В период разгрома Казымского восстания Петру было 11 лет. Когда отца с братом увезла опергруппа ОГПУ, Петра с сестрой Дарьей отдали учиться в школу-интернат (д. Вершина Ханты-Мансийского района). Ребятам, в одночасье ставшими «детьми врагов народа», пришлось пережить унижения от других детей, а возможно, и педагогов. Имеются свидетельства о том, что дети лиц, проходивших по обвинительному заключению по делу №2/49 о контрреволюционном выступлении против советской власти туземцев Казымской тундры, подвергались унижениям, оскорблениям, инициированных самими педагогами. Так и маленький Петр, не выдержав оскорблений и обид, убежал в лес в поисках спокойной жизни. Еле живого его подобрала хантыйская семья на стойбище, располагавшемся на реке Лямин (Сургутский район). Как указывает А.М. Сенгепов в свой книге «Рассказы старого ханты» в этой семье (точную фамилию он не называет). Сенгепов П.И. вырос и стал взрослым буквально именно там «его рука – рукою стала, его нога – ногою стала».
Обосновавшись на родовом стойбище на реке Сюнь-юган (приток реки Казым), он с 1956 г. работал на разных работах в сельскохозяйственной артели «Правда», затем в 1961 г. был зачислен в совхоз "Казымский" рыбаком-охотником, позже трудился бригадиром оленеводческой бригады № 17.
Долгое время он не хотел признавать существующую власть, хотя работал «по-стахановски», слыл удачливым и хорошим охотником. Заключение под стражу его отца и старшего брата, а затем и пережитые в школе-интернате лишения и обиды, явились для Петра, причиной неприятия советской власти.
Позже, уже вначале 1950-х гг. Петр Иванович Сенгепов, как хороший охотник, за особые успехи в деле колхозного строительства был представлен к государственной награде – награждению орденом Ленина. Однако Петр Иванович категорически отказался принимать эту награду, и орден Ленина так и не был ему вручен. Согласно его устному рассказу, который был записан в 2014 году, он так и не смирился с арестом и заключением отца и брата под стражу и его публичный отказ от высокой государственной награды связан с его личным протестом против несправедливости советской власти.
Однако позже, уже в 1967 – 1969 годах, за высокие производственные показатели в развитии оленеводства и за выполнение социалистических обязательств в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина он был занесен в книгу Почета совхоза «Казымский». Очевидно, его личное согласие на эту процедуру не требовалось. После ухода на пенсию (1980) занялся разведением и содержанием личных оленей на своем стойбище на реке Сюнь-юган. Умер в 2014 году.
Ерныхова О.Д, Жизнь и творческий путь П.И. Сенгепова - сказителя священных песен медвежьего праздника// Современные научные исследования и разработки, - 2018. № 6 (32). - С. 250-254.; Ерныхова О.Д. Казымский мятеж (Об истории Казымского восстания 1933-1934 гг.). 2-е изд., доп. Ханты-Мансийск:: НИЦ ЮГУ. - 2010. - 214 с.; Молданов Тимофей Алексеевич. Земля кошачьего локотка - Кань кунш оӆӑӈ. Томск. 2003; Потпот Р. М. Предания, песни казымских хантов. Касәм йох путрәт, арәт. Тюмень: ООО "ФОРМАТ", - 2014. - 126 с., илл.